ОБОРОТНИЧЕСТВО
- способность мифологических персонажей и людей, наделенных сверхъестественной
силой, принимать чужой облик, превращаться в животных, растения, предметы,
в атмосферные явления. Считалось, что способностью к ОБОРОТНИЧЕСТВУ обладают
в той или иной степени все персонажи нечистой силы, включая людей, занимавшихся
колдовством (ведьмы, колдуны, знахари, планетники и даже те, кто владеет секретами
ремесла - мельники, кузнецы, овчары и др.). По своему желанию они могли принять
вид другого человека, животного или предмета для того, чтобы навредить людям
или скрыться от преследования. По многочисленным рассказам, чтобы отобрать
молоко у чужой коровы или урожай с поля, ведьма превращается в жабу, змею,
кота, собаку, свинью, коня, корову, волчицу, сороку и т.п. Стремясь стать
незаметной, она может принять вид стога сена, колеса, решета, клубка ниток,
ветки, палки, куста и т. п.
Оборотнические свойства проявляются у мифоло-гических персонажей
в периоды особой активности нечистой силы (на святки, в купальскую ночь, в
троицкий период и др. праздники). Обнаружив в купальскую ночь в своем хлеву
жабу, мышь, ужа, черного кота, хозяева старались покалечить животное, чтобы
определить, кто из односельчан "ведьмарствует", нанося вред соседям.
В виде мохнатого зверька, ужа, ласки, кота, петуха, маленького человечка мог
показываться обитателям дома домовой. Облик коня, теленка, собаки, зайца,
водоплавающей птицы, рыбы принимал водяной. В многообразных ипостасях являлся
людям черт, который оборачивался козлом, бараном, овцой, свиньей, конем, собакой,
волком, зайцем и др. животными. Если же он намеревался вступить в контакт
с людьми, то превращался в ребенка, красивого молодца, богача, странника,
горожанина, солдата, священника, мог также принять облик родственника или
соседа того человека, которому показывался.
В различных
ипостасях появлялись на земле и покойники, вампиры, привидения. Умершие прилетали
с "того света", принимая облик птиц, насекомых или появлялись в
виде животных, блуждающих огней, вихря, столба пыли, тучи. Невинно гонимые
или загубленные злой мачехой, свекровью, персонажи фольклорных произведений
превращались в деревья и цветы.
В оборотней
могли превратиться обычные люди, ставшие жертвами магического воздействия
или колдовства. Например, в свинью или собаку превращала ведьма не полюбившегося
ей зятя. Колдун способен был превратить молодоженов или всю свадьбу в волколаков.
Представления о людях, которые в определенные календарные периоды принимают
вид волков или на некоторое время превращаются в волков по чьей-то злой воле,
относятся к числу древнейших славянских верований. Превращение человека в
птицу, зверя, камень, дерево могло быть следствием неосторожно оброненного
слова или проклятия. Особенно опасным считалось родительское проклятие. В
украинской быличке отец, услышав, как дочь называет своего любовника "зозулька"
(кукушечка), гневно проговорил: "Будь же ты и сама зозулькой!",
и в тот же миг дочь превратилась в кукушку.
Чрезвычайно
многообразно представлены мотивы ОБОРОТНИЧЕСТВА в сказочных сюжетах. Наряду
с мифологическими персона-жами сказок (Бабой Ягой, змеем, ведьмой, колдуном),
активные оборотнические свойства проявляют царевны и "мудрые девы",
которые с легкостью меняют свою ипостась и помогают герою менять облик в разных
ситуациях. В виде птиц прилетают на озеро заколдованные девушки, в виде лягушки
достается крестьянскому сыну его суженая (ср. мотивы сказок о чудесном супруге).
Целая серия превращений представлена в сказочных эпизодах бегства героя и
преследования его антагонистом. Спасаясь от Водяного царя, Василиса Премудрая
оборотила своих коней колодцем, себя - ковшиком, а царевича - старым старичком;
во второй раз она сделалась ветхой церковью, а Царевича превратила в попа;
в третий раз сделала коней рекою медовою, Царевича - селезнем, себя - серой
утицей. В сказках типа "Хитрая наука" убегающий от колдуна ученик
превращается последовательно в коня, ерша, кольцо, зерно, ястреба, а его преследователь,
соответственно, в волка, щуку, человека, петуха и т.п.
Наиболее традиционными способами самопре-вращений и заколдовывания
другого лица были: битье чудесным прутом или палочкой, кувырканье через голову,
питье наговорной воды, купание, произнесение магического слова и др. В одной
из быличек рассказывается, что однажды ведьма решила обернуться свиньей, чтобы
проникнуть в хлев соседнего двора и наслать порчу на чужой скот; в ночь перед
Троицей она пошла на перекресток, воткнула в центре пересечения дорог нож
и, перекувырнувшись через голову, стала свиньей; видевший из укрытия все это
соседский сын понял, что надо уличить и наказать ведьму: он вынул нож из земли,
принес его домой и воткнул в нижние доски стола, чтобы таким магическим способом
"пригвоздить" ведьму. Утром соседка пошла в свой хлев и увидела
там странное существо в виде полуженщины - полусвиньи. Ведьма взмолилась,
прося соседского сына отпустить ее, т.е. чтобы он воткнул нож на старое место
на перекресток, иначе она не сможет вернуть себе человеческий облик.
Многие
легенды о происхождении животных связаны с ОБОРОТНИЧЕСТВОМ. Так, согласно
украинскому преданию, когда Господь однажды проходил мимо мельницы, мельник,
чтобы напугать прохожего, надел вывороченный кожух, влез под мост и зарычал.
Рассердившись, Господь сказал: "Чтоб ты так ревел, пока светит солнце",-
так появились на земле медведи. Известны такие же поверья о происхождении
собаки: когда Христос в облике нищего ходил по земле, то в одной деревне его
стал дразнить бегавший следом мальчишка, который лаял наподобие собаки; Христос
проклял его за это и обратил в собаку. В популярной легенде о том, как Христос
наказал людей за неверие, рассказывается: люди накрыли женщину корытом и стали
спрашивать Спасителя: "Если ты Бог, то отгадай, что спрятано под корытом?"
В наказание за такое испытание Христос ответил: "Там свинья", в
результате чего спрятанная женщина действительно сделалась свиньей.
Оборотничество по
неволе